Что всегда вызывало у меня вопросы — так это нечестность с собой. Ладно ещё других обманывать — это понятно: страх наказания, поиск выгоды или просто правила вежливости.
Но с собой-то. Пока легалименты и мыслепреступления остаются уделом фантастики, мне сие кажется весьма странным.
Вот, к примеру, в молодёжных комедиях часто показывают Изгоя — грустного ботана-заучку, члена шахматного клуба, любящего читать книжки, но мечтающего быть приглашённым на вечеринку крутого баскетболиста. И часто он копит чувство собственной неполноценности — но ведь ему и правда больше нравятся шахматы, нежели вечеринки с марихуаной. Тем более, в таких фильмах их всегда накрывает милиция...
Или, там, распространённый ход с любовницей и совестью. Живёт такой вот герой, меж двумя женщинами мечется и мучается. Мучается и мечется. И думает, мол, какой же я негодяй, как нехорошо поступаю, жене вру, что люблю, Жанет пусть любовницу зовут Жанет, ладно..? вру, что брошу жену...
Честным ответом героя самому себе будет примерно такой: «Я получаю достаточно выгоды от наличия в своей жизни обеих женщин и обманываю их ради этой выгоды. Такое положение вещей меня устраивает». Последнее предложение не менее важно — если ты что-то делаешь, то это твой выбор и он для тебя на данный момент — лучший. Можно не считать подобное поведение героя похвальным, но, по крайней мере, это не трусливый уход от правды.
И плеяда таких утверждений летит следом: «Мне не хочется этого говорить, но...», «Мне совершенно не нравится то, что я это делаю....» ,«Я хочу быть с тобой, однако...»
Какого же чёрта? Если ты делаешь что-то неприятное ради денег, то сделка тебя устраивает. Если ты говоришь что-то — значит хочешь сказать ,а не хочешь — не говорил бы. Если ты кого-то бросаешь — значит, "против" больше, чем "за". И ладно, когда это говорят. Но я не понимаю, когда это думают.
Человеку свойственны пороки и слабости, грехи и сомнения — их показывают в кино, о них пишут в журналах, их рекламируют по телевидению — нельзя избежать своих мыслей, желаний и страхов. Человеку также свойственно желать произвести наилучшее впечатление на окружающих — так легче получить от них что-либо. Но зачем врать себе, если ты не Джекил?
Касательно этого вопроса приведу цитату из книги «Мир Софии», над которой я задумался. Вы тоже можете, прежде чем читать скрытый текст:
Ну что ж, с первыми заданиями София вроде справилась неплохо. Зато последнее показалось ей безумно смешным: «Человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно».
Неужели грабитель совершает налет на банк, потому что не знает, что это дурно? Нет, София была с этим не согласна. Напротив, по ее мнению, и дети, и взрослые совершают уйму глупых поступков (о которых впоследствии могут жалеть) вопреки собственным убеждениям.
[...]
читать дальше
Но с собой-то. Пока легалименты и мыслепреступления остаются уделом фантастики, мне сие кажется весьма странным.
Вот, к примеру, в молодёжных комедиях часто показывают Изгоя — грустного ботана-заучку, члена шахматного клуба, любящего читать книжки, но мечтающего быть приглашённым на вечеринку крутого баскетболиста. И часто он копит чувство собственной неполноценности — но ведь ему и правда больше нравятся шахматы, нежели вечеринки с марихуаной. Тем более, в таких фильмах их всегда накрывает милиция...
Или, там, распространённый ход с любовницей и совестью. Живёт такой вот герой, меж двумя женщинами мечется и мучается. Мучается и мечется. И думает, мол, какой же я негодяй, как нехорошо поступаю, жене вру, что люблю, Жанет пусть любовницу зовут Жанет, ладно..? вру, что брошу жену...
Честным ответом героя самому себе будет примерно такой: «Я получаю достаточно выгоды от наличия в своей жизни обеих женщин и обманываю их ради этой выгоды. Такое положение вещей меня устраивает». Последнее предложение не менее важно — если ты что-то делаешь, то это твой выбор и он для тебя на данный момент — лучший. Можно не считать подобное поведение героя похвальным, но, по крайней мере, это не трусливый уход от правды.
И плеяда таких утверждений летит следом: «Мне не хочется этого говорить, но...», «Мне совершенно не нравится то, что я это делаю....» ,«Я хочу быть с тобой, однако...»
Какого же чёрта? Если ты делаешь что-то неприятное ради денег, то сделка тебя устраивает. Если ты говоришь что-то — значит хочешь сказать ,а не хочешь — не говорил бы. Если ты кого-то бросаешь — значит, "против" больше, чем "за". И ладно, когда это говорят. Но я не понимаю, когда это думают.
Человеку свойственны пороки и слабости, грехи и сомнения — их показывают в кино, о них пишут в журналах, их рекламируют по телевидению — нельзя избежать своих мыслей, желаний и страхов. Человеку также свойственно желать произвести наилучшее впечатление на окружающих — так легче получить от них что-либо. Но зачем врать себе, если ты не Джекил?
Касательно этого вопроса приведу цитату из книги «Мир Софии», над которой я задумался. Вы тоже можете, прежде чем читать скрытый текст:
Ну что ж, с первыми заданиями София вроде справилась неплохо. Зато последнее показалось ей безумно смешным: «Человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно».
Неужели грабитель совершает налет на банк, потому что не знает, что это дурно? Нет, София была с этим не согласна. Напротив, по ее мнению, и дети, и взрослые совершают уйму глупых поступков (о которых впоследствии могут жалеть) вопреки собственным убеждениям.
[...]
читать дальше